Толерантное отношение к «особенным» детям
Если я чем-то на тебя не похож,
Я этим вовсе не оскорбляю тебя,
А, напротив, одаряю.
Антуан де Сент-Экзюпери
Каждый ребёнок, каким бы он не был, - это прежде всего уникальная
личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими
детьми права. Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей
с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися
сверстниками. Этому способствовали демократические преобразования в
обществе и эволюционное развитие системы специального образования.
Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным.
Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует
и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим
миром. Нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово,
продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении
доброту, любовь и терпение.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит
по-разному:
- в английском – это готовность быть терпимым, снисходительным;
- во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе;
- в китайском – быть великодушным по отношению к другим;
- в арабском – это милосердие, терпение, сострадание;
- в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди разли-
чаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям,
обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно
чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других и готового
всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным
культурам, взглядам, традициям.
Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто,
особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психо-
физического развития.
Главная проблема «особенного ребёнка» заключается в ограничении его
связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. А так же
проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников,
наличие физических и психических барьеров, мешающих повышению качества
образования детей с ОПФР. Проблему усугубляет тот факт, что педагоги иногда
сами неправильно относятся к таким детям, считая их «отсталыми».
В связи с этим, следует помнить о педагогической толерантности, т.е.
способности понять и принять ребёнка таким, каким он есть, видя в нём
носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
Учащиеся с особенностями испытывают потребность в позитивном отно-
шении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу
необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.
Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы
принять ребёнка с ОПФР. Эта неготовность имеет не только материально-
техническую основу, но и психологическую, морально-этическую. Поэтому
педагог должен провести большую подготовительную работу как с особенными
детьми и их родителями, так и с нормально развивающимися сверстниками и их
родителями. Необходимо формировать адекватные установки в отношении
особого ребёнка: смотреть на него как на человека с определённым
потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
Для здоровых детей рекомендуется провести беседу, игру, помогающую
им осознать, что такой ребёнок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он
не понимает почему он другой. Он растёт и развивается в силу своих возмож-
ностей и способностей. Он ждёт от взрослых и детей помощи, чтобы мы научили
его играть, общаться. В классе для таких детей следует обеспечить положи-
тельное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими
детьми.
Как для детей с ОПФР, так и для здоровых детей, такое общение имеет
преимущества:
1. Социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и
гуманность.
2. Психологического характера:
- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноцен-
ности.
3. Медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей
к развитию «ограниченных возможностей».
4. Педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребёнка как уникального процесса (отказ от
сравнения детей друг с другом);
- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
Взаимодействие обычных детей и ребят с особенностями в развитии
способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся
воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включён-
ность в среду здоровых сверстников детей с ОПФР расширяет круг общения
этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимо-
действия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особен-
ностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды,
в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны
окружающих его людей. Наполнить чёрно-белый мир маленького человека
яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Детство – важнейший период человеческой жизни: не подготовка к
будущей жизни, а самая настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
Детей сравнивают с цветами. Ребёнок с особенностями тоже цветок.
Цветок полыни. Горький. Но такой необходимый для здоровья окружающих.