Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Советы дефектолога

Дата: 30 января 2019 в 06:43
Автор: Тюнина Е. Н.

Толерантное отношение к «особенным» детям

                                                                   Если я чем-то на тебя не похож,

                                                                   Я этим вовсе не оскорбляю тебя,

                                                                   А, напротив, одаряю.

                                                                                 Антуан де Сент-Экзюпери

        Каждый ребёнок, каким бы он не был, - это прежде всего уникальная

личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими

детьми права. Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей

с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися

сверстниками. Этому способствовали демократические преобразования в

обществе и эволюционное развитие системы специального образования. 

        Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным.

Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует

и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим

миром. Нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово,

продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении  

доброту, любовь и терпение.

        Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит

по-разному:

  • в английском – это готовность быть терпимым, снисходительным;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе;
  • в китайском – быть великодушным по отношению к другим;
  • в арабском – это милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

  Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди разли-

чаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям,

обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.  

       Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно

чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других и готового

всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным

культурам, взглядам, традициям.

        Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто,

особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психо-

физического развития.

         Главная проблема «особенного ребёнка» заключается в ограничении его

связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. А так же

проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников,

наличие физических и психических барьеров, мешающих повышению качества

образования детей с ОПФР. Проблему усугубляет тот факт, что педагоги иногда

сами неправильно относятся к таким детям, считая их «отсталыми».

          В связи с этим, следует помнить о педагогической толерантности, т.е.

способности понять и принять ребёнка таким, каким он есть, видя в нём

носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.  

          Учащиеся с особенностями  испытывают потребность в позитивном отно-

шении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу

необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.

Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы

принять ребёнка с ОПФР. Эта неготовность имеет не только материально-

техническую основу, но и психологическую, морально-этическую. Поэтому

педагог должен провести большую подготовительную работу как с особенными

детьми и их родителями, так и с нормально развивающимися сверстниками и их

родителями. Необходимо формировать адекватные установки в отношении

особого ребёнка: смотреть на него как на человека с определённым

 потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

           Для здоровых детей рекомендуется провести беседу, игру, помогающую

им осознать, что такой ребёнок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он

не понимает почему он другой. Он растёт и развивается в  силу своих возмож-

ностей и способностей. Он ждёт от взрослых и детей помощи, чтобы мы научили

его играть, общаться. В классе для таких детей следует обеспечить положи-

тельное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими

детьми.

            Как для детей с ОПФР, так и для здоровых детей, такое общение имеет

преимущества:

1. Социального характера:

    - развитие самостоятельности через предоставление помощи;

    - обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

    - формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и

       гуманность.

2. Психологического характера:

    - исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноцен-

      ности.

 3. Медицинского характера:

    - подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

    - исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей

      к развитию «ограниченных возможностей».

4. Педагогического характера:

    - рассмотрение развития каждого ребёнка как уникального процесса (отказ от

      сравнения детей друг с другом);

    - активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

        Взаимодействие обычных детей и ребят с особенностями в развитии

способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся

воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включён-

ность в среду здоровых сверстников детей с ОПФР расширяет круг общения

этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимо-

действия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

         Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особен-

ностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды,

в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны

окружающих его людей. Наполнить чёрно-белый мир маленького человека

яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

         Детство – важнейший период человеческой жизни: не подготовка к

будущей жизни, а самая настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

          Детей сравнивают с цветами. Ребёнок с особенностями тоже цветок.

Цветок полыни. Горький. Но такой необходимый для здоровья окружающих.      

           

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.