ХОТИТЕ ВЫРАСТИТЬ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА |
Уважаемые родители! В помощь вам – советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети.
1. Я отвечаю на все вопросы ребенка, насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
2. У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не завершена.
3. Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
4. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
5. Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.
6. Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
7. Я стараюсь показать ребенку интересные места.
8. Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
9. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя дома.
10. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
11. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
12. Я покупаю книги, связанные с его интересами.
13. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
14. Я регулярно читаю ребенку.
15. Я приучаю ребенка к чтению с детства.
16. Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
17. Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.
18. Я нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.
19. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.
20. Я никогда не дразню ребенка за неумение или ошибки.
21. Я хвалю ребенка за учебную инициативу.
22. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
23. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
24. Я побуждаю ребенка учиться решать проблемы самостоятельно.
25. Я помогаю ребенку быть личностью.
26. В занятиях ребенка я нахожу достойное для похвалы.
27. Не существует тем, которые совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
28. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
29. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я тоже не умею».
30. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
31. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
32. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
Если вы согласны с 20 % из этих советов, то вам необходимо
срочно подумать над остальными.
Но если они устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания
на 50 %, у вас есть на это шансы.
Если вы выполняете эти советы на 90 %, дайте больше свободы ребенку и себе.
1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным путем к пониманию.
4. Избегайте длинных объяснений или бесед.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
КАК СТИМУЛИРОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА |
1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.
2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
4. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
5. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.
6. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
7. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
8. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.
9. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
10. Не сравнивайте своего ребенка с другими.
11. Не унижайте своего ребенка.
12. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
13. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
14. Приучайте ребенка к регулярному чтению.
15. Со вниманием относитесь к его потребностям.
16. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
17. Не дразните ребенка за ошибки.
18. Хвалите за любые успехи.
19. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.
20. Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.
21. Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.
22. Не ограничивайте темы, обсуждаемые ребенком.
23. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.
24. Помогайте ребенку стать личностью.
25. Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
26. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
27. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.
28. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Быть родителями на самом деле сложное задание. Иногда мы можем переходить от одного совета по воспитанию к другому: у нас все-таки могут оставаться проблемы с некоторыми аспектами воспитания.
Воспитание ребенка становится еще более сложным заданием, если человек является родителем одаренного ребенка.
Какие советы по воспитанию ребенка могут стать полезными в этом случае?
Проанализируйте Вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания
детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?
- Создайте безопасную психологическую атмосферу ребенку в его поисках, где он могла бы найти утешение в случае своих разочарований и неудач.
- Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это относится в большей степени.
- Будьте терпимы к неожиданным идеям, уважайте любопытство идеи ребенка.
- Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они вам кажутся бессмысленными.
- Объясните, что не на все вопросы ребенка всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а со стороны ребенка - терпение. Она должна научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отвергая своих идей.
- Оценивайте уровень развития ребёнка.
- Избегайте длинных объяснений и бесед.
- Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.
- Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одарённости.
- Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него
собственные интересы и увлечения.
- Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- уметь помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
ЕСЛИ У ВАС ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК
Одарённый ребёнок характеризуется следующими проявлениями:
- мыслит оригинально и творчески;
- хорошо понимает юмор;
- у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;
- имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной деятельности, музыке и т.п.);
- часто он не похож на других детей своей неординарностью, предпочтением общества взрослых.
Рекомендации для родителей
- Поддерживайте в ребенке интерес к творчеству, оригинальность.
- Никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все.
- Уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное дело.
- Помните, что вы должны приспосабливаться к ребёнку, а не он к вам.
- Помогайте справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми.
- Найдите для него друзей, которые были бы так же хорошо развиты, как и он.
- Не увлекайтесь соревновательными методами. Если ваш ребёнок будет всегда победителем, другие дети могут его возненавидеть.
- Не говорите об одарённости ребёнка в его присутствии, не перехваливайте его.
- Не требуйте от ребёнка, чтобы он всегда и во всём был лучшим.
- Делайте все возможное, чтобы обеспечить ребенка игрушками, бумагой для рисования, музыкальными инструментами - всем тем, что он сможет использовать для развития своих интеллектуальных и художественных способностей. Не ограничивайте ребенка в принадлежностях для игры и работы.
- Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщенной. Детям важно осознавать, что их родители находят хорошее применение своим способностям, развиваются. Пусть дети участвуют в ваших занятиях вместе с вами. Неважно, какие именно это занятия, лишь бы они способствовали самореализации, творческому развитию. Важен сам факт живого совместного общения.
- Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Если требования неоправданно высоки, это может навредить ребенку. Когда ребенок не может достичь поставленной вами цели, его чувство собственного достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи.
- Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно - вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ резкое замечание.