Новости проекта
Обновление для выпускных классов!

Советы по выбору профессии

Дата: 25 мая 2016 в 13:34
Автор: Тюнина Е. Н.

Советы по выбору профессии

1. Отношение к выбору профессии.
В любой  сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека, При этом наибольших  успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые и новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Но бойтесь того, что выбор профессии сейчас  фатальным образом определит всю вашу судьбу.
Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинар¬ных областях деятельности. Первая профессия, даже если вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое об¬разование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...
 
2. Бытующие мнения о престижности профессии.
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия счи¬таются недостойными, неприличными (например, мусорщик). Экономист или психолог не менее полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учи¬тываться — но после учета ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не принося-щей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окаже¬тесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций...
 
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компа¬нию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру», так же как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные особенности ребят вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обще¬стве, формирования образа «Я» и самооценки, поэтому, огля¬дываясь на других, сравнивайте (себя с друзьями), а не слепо повторяйте. Старайтесь увидеть, чем вы отличаетесь от това¬рищей и в чем сходны. Это поможет понять, что если Вася хочет освоить опасную работу пожарного (а он — человек, спо¬собный на риск), вам эта профессия может не подойти (вы ведь очень осторожный и рассудительный).
 
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
При выборе профессии надо учитывать прежде всего осо¬бенности данного вида деятельности, а не выбирать профес¬сию только потому, что вам нравится или не нравится чело¬век, который занимается данным видом деятельности.
Особенно опасно очарование преподавателем (если вас вос¬хищает душевность учителя по химии — это не значит, что вам нравится химия сама по себе).
 
5. «Романтичная» или «интеллигентная» профессия.
Часто совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира— спортсмена, политика, журналиста, артиста. Для успешной реализации себя в профессиях такого рода прихо-дится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Оборотная сторона медали таких профессий приводит к разочарованию, обидам и боли, что обстоятельства не позволяют реализовать себя. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссеров. Имена кинорежиссеров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам. . Как себя чувствуют остальные? Возможно, они могли бы снять не менее талантливое кино, но мы об этом не узнаем...
 
6. «Модная профессия». Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, сто¬ит напряженный, будничный труд. Журналисты не всегда выступают в телепередачах. Чаще они перелопачивают массу информации, роются в архивах, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, ко¬торое озвучит диктор на телевидении.
Огромный риск того, что через некоторое время будет на¬блюдаться переизбыток отнюдь не счастливых обладателей этой профессии, а следовательно, безработица и жесткая конкурен¬ция. Закон маятника: резкий подъем — предвестник спада.
 
7. «Трудовые династии», или в общем случае «профессия, как у...» Времена и социальные обстоятельства, как не¬трудно заметить, частенько меняются — это, так сказать, первый сюрприз. Второй сюрприз — тот факт, что нет стопроцентных гарантий наследования способностей и склонностей, и даже если кто-то похож на другого во всем остальном, именно в своих профессиональных на¬клонностях может и отличаться.
 
8. Профессия, обещающая большие деньги.
Оказывается, не только что-то обещающая, но и требую¬щая немалого: бешеной работоспособности, риска, толстоко¬жей неуязвимости и готовности отказаться от многих других важных для человека вещей. К примеру, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха),
принимая информацию у своих брокеров на нью-йоркской, токийской биржах... А ведь это в разных часовых поясах! Преждевременная седина, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы...
 
9. Отождествление школьного учебного предмета с про¬фессией или плохое различение этихпонятий.
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много — переводчик, экс¬курсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более, имейте в виду, что профессий суще¬ствует больше, чем школьных предметов.
 
10. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
Во всех профессиях, прежде всего в рабочих, появляется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности — вплоть до животноводства.
 
11. Неумение и нежелание разбираться в своих личност¬ных качествах (склонностях, способностях).
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, роди¬тели, учителя, товарищи. Полезными могут оказаться психо¬логические тесты, а также статьи и публикации на тему попу¬лярной психологии. Однако имейте в виду, к такой информа¬ции надо относиться критически, как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопоз¬нанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
 
12.Незнание и недооценка своих физических особеннос¬тей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, так как они могут ухудшить состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Программисты сильно напрягают глаза, а летчики — сердце.
 
13. Незнание основных действий, операций и их порядка при
решении, обдумывании задачи при выборе профессии.
Когда вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.
Творчески подойдите к делу, постарайтесь разработать для себя свой собственный план —список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены:
• анализ предложений на рынке образования;
• анализ спроса на рынке труда;
• объективная оценка своих способностей, склонностей,
знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д. Словосочетание «выбор профессии» как бы указывает на принятое однажды решение, событие, что в действительности не совсем точно.
 
Выбор профессии — это, прежде всего, процесс, цепочка и взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы:
• Планы: личные планы человека относительно его карье¬ры и будущего. А зачастую, как показывает практика, приходится учитывать и планы его близких, например родителей.
• Склонности: интересы к определенным видам деятельно¬сти, пожелания.
• Способности — как уже известные ему, так и скрытые, не успевшие проявиться.
• Актуальный социальный запрос на тот или иной вид про¬фессии, а также прогноз динамики спроса на профессио¬налов в будущем.
 
Вывод:
Таким образом, выбор профессии — это, прежде всего, ваш выбор. Выбирая профессию, вы выбираете не только способ, каким вы будете зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии только по ее внешним про¬явлениям, без учета ее внутренних требований, ограничений и различного рода обязательств — это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружаю¬щим. А ответственность ляжет только на ваши плечи.
Готовых решений ни для кого нет. Каждый человек — не столько представитель какого-либо «вида» или «типа», сколько он сам.
Если вы задаете себе вопрос о выборе профессии — зна¬чит, этот вопрос для вас актуален. Любое серьезное решение должно строиться продуманно на объективной информации. Хотелось бы пожелать всем удачи. Возможно, вы понимаете удачу как удачное стечение обстоятельств. Но большинство обстоятельств вполне прогнозируемо, а значит, могут быть подвластны вам. Учитывая все советы, двигайтесь в простран¬стве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в том на¬правлении, в каком пожелаете. А выбор остается за вами. Выбирайте!

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.